Учимся писать статью №2

Статья в нашем понимании - это нечто, непременно изложенное фрилансером на бумаге, но не декламируемое, не зачитываемое вслух.

Комментарий специалиста. Комментарий эксперта. Эти термины введены, чтобы отделить небольшие по объему нежурналистские тексты фрилансеров (статьи) от журналистских.

Внимание аудитории специально акцентируется на том, что данный текст принадлежит не журналисту, а настоящему, фундаментально подготовленному эксперту. В последние годы, в связи с воцарением плюрализма в наших СМИ, часто даже в обычных выпусках теленовостей в связи с тем или иным важным событием в эфир передаются не только мнения участников событий, не только «репортаж» или «комментарий нашего корреспондента», но и один-два «комментария эксперта».

А в так называемых аналитических программах - это просто правило, причем число экспертов, которым дают выступить по одному и тому же вопросу, может достигать четырех-пяти.

Суммируем: разные виды статей (комментариев на радио и ТВ) в жанровом отношении едины, но в журналистском исполнении статья фрилансера скорее описательна, а в экспертном - скорее концептуальна. Или: журналист-фрилансер поясняет и дает ответы на старые вопросы, эксперт - ставит новые вопросы или дает совершенно (концептуально) новую трактовку проблемы.

И вот теперь вернемся к уже данному ранее определению статьи. Пожалуй, оно удачно: журналистская статья есть логическая и/или эмоциональная трактовка журналистом-фрилансером причин, хода и последствий тех или иных событий или действий тех или иных людей, она предполагает право автора на собственные выводы относительно тех проблем, которые в статье затрагиваются.

Статья, работающая на уровне логики, есть аналитическая статья, на уровне эмоций - публицистическая.

Аналитическая статья имеет аналог и в литературе - эссе, и в науке - научная статья. Из науки - логика, аргументация статьи, из литературы - свобода изложения и стилистическая непредопределенность статьи.

Статья - свободный жанр. Да, должно быть описание проблемы, ее объяснение, аргументация, логика, с помощью которой фрилансер доказывает, что его выводы справедливы, а иные - нет. Но это только самый общий принцип.

Сколько проблем фрилансеру взять для анализа, сколько событий; связать ли их воедино или разъединить, рассмотрев по одной; использовать два или пять аргументов; приводить ли примеры, доказывающие то, что эти аргументы, эта логика были эффективны при анализе схожих событий; цитировать ли авторитеты или не стоит; сухим, похожим на научный, стилем писать статью или вольным - нормы для всего этого нет.

Разве что нормой можно считать следующее: в аналитической статье фрилансер должен предоставить достаточные для подтверждения авторского мнения логические аргументы.

Широкая аудитория, несмотря на свою однородность, никогда не однородна настолько, чтобы каждый из составляющих ее людей был един с другими в оценке достаточности аргументов автора. Одному кажется, что сказанного довольно и автор статьи очень убедителен. Другому - что доказательств мало, да и логика хромает.

Всё это очень субъективно. Кроме, пожалуй, одного - мнения экспертного сообщества. Вот если специалисты сказали (подумали, почувствовали), ознакомившись со статьей, - это серьезно, это доказательно, более того - это ново, значит, статья удалась. А если еще статью цитируют, если на нее ссылаются, даже споря с ней, даже опровергая ее; если ее вырезали и положили в досье по данной проблеме - значит налицо успех.

Поскольку качественная аналитическая статья фрилансера имеет своим прообразом статью научную, то очень легко описать, из чего эта статья должна состоять. Вот ее точный план:

  1. Актуальный повод (событие в его противоречиях).
  2. Авторская гипотеза.
  3. Тезис.
  4. Доказательства
  5. 1-й аргумент 2-й аргумент 3-й аргумент.
  6. Антитезис.
  7. Доказательства
  8. 1-й аргумент 2-й аргумент 3-й аргумент.
  9. Синтез.
  10. Вывод - подтверждение или уточнение первоначальной гипотезы либо отказ от нее.
  11. Прогноз (развития событий).

Естественно, в полновесном виде аналитическая статья фрилансера должна быть оснащена примерами (актуальными, а также из недавней и классической истории), ссылками на авторитетные мнения и фундаментальные законы политики, социологии, а также на научно достоверные факты (например, результаты социологических исследований).

Но полновесности в журналистской аналитической статье фрилансера ждать не приходится (объем невелик, да и времени на написание мало). Иногда даже по всем пунктам плана невозможно пройтись основательно - где-то неизбежна скороговорка.

Вот тут фрилансеру и приходит на помощь эссеистское начало журналистской аналитики и даже публицистические приемы - более свободная, чем в научном анализе форма, неполный, но всё равно убедительный ряд аргументации, замена логических аргументов эмоциями (но рационально ориентированными) или ссылками на авторитетное, на здравый смысл и т.п.

Фрилансер более свободен в писании своего аналитического текста, чем научный работник, эксперт. Это, однако, не означает, что его, фрилансера-журналиста, аналитический текст имеет право быть менее научным по сути - только по форме.

Конечно, по отношению к классическому плану аналитической статьи в журналистских текстах возможны всякого рода изменения - иначе бы все качественные тексты журналистской аналитики были похожи один на другой.

Авторское своеволие, авторское начало, авторский стиль никто в аналитике, даже и научной, не запрещал. Но все-таки, если в том, что фрилансер-журналист или редакция называет аналитической статьей, нет разбора или даже упоминания позиции оппонентов, если тезис доказывается логическими аргументами, а антитезис опровергается лишь эмоциональными выпадами, да еще и подтверждений антитезису автор не видит вообще никаких, если нет собственно ни гипотезы, ни прогноза, словом - если всего этого нет, то ничто, даже громкое имя, не заставит считать данный текст аналитической статьей.

Аналитическая статья выхватывает из жизни события и кристаллизует в сознании сначала автора-фрилансера, а затем и аудитории ту фундаментальную правду, которая содержится в событии, но может быть или даже была не замечена другими, оттеснена мифами, домыслами, пропагандой, тенденциозными комментариями.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения