Учимся писать статью №1

Поговорим теперь о статье, венчающей иерархию журналистских жанров. Так или иначе, но статья - это жанр, с которым чаще всего работают фрилансеры. Сделаем мы это, так же опираясь на размышления Виталия Третьякова.

Информация - это сообщение о событии. Репортаж - рассказ о длящемся событии, комментарии к которому позволительны лишь в тех пределах, в которых это событие необходимо вписать в контекст и наметить возможные причины и последствия произошедшего. Интервью - неискаженная передача фрилансером слов и мыслей другого человека. То есть, строго говоря, во всех трех случаях фрилансер должен не говорить то, что он думает, а лишь пересказывать увиденное или услышанное.

Это происходит потому, что аудиторию интересуют прежде всего мнения и идеи людей известных или авторитетных - такие люди, как правило, сами в СМИ не работают, но пишут для них статьи или дают интервью.

Кроме того, журналисты-фрилансеры цитируют публичные и непубличные  выступления этих людей, удовлетворяя тем самым законный интерес аудитории.

Мнение журналиста аудиторию не интересует - до тех пор, пока этот фрилансер не станет известным или авторитетным человеком.

Большинство фрилансеров не являются ни известными, ни авторитетными людьми (в сравнении с иными авторами СМИ - ньюсмейкерами и экспертами).

Именно поэтому большинство журналистов в принципе должны спрятать свое собственное мнение в карман либо в иное место, если только это мнение не касается узкой темы сегодняшнего репортажа, где его автор-фрилансер выступает по сути как профессионально подготовленный свидетель случившегося. В массе своей журналистика анонимна.

Но когда журналисту-фрилансеру поручают писать статью, ему фактически дается право, во-первых, перестать быть анонимом, во-вторых, высказать свои собственные мысли. Именно в этом смысле статья - высший жанр журналистики.

Есть фрилансеры, которые делают себе громкое имя умением писать или снимать уникальные репортажи.

Ряд журналистов-фрилансеров, которые специализируются на подготовке интервью знаменитых людей, сами становятся очень известными.

Но и тех, и других аудитория, коллеги, экспертное сообщество ценят не за то, что они говорят сами, а за то, что их устами говорит что-то другое или кто-то другой.

Только через упражнение в написании статей, только через работу в этом жанре фрилансер может стать не только известным или даже знаменитым, но и авторитетным экспертом, по крайней мере, в той сфере знания или деятельности, которые являются темами его статей.

Статья - жанр, в котором заложена потенциальная возможность для фрилансера сказать то, что может сказать только он. Это, впрочем, не значит, что жанр статьи в любом случае предполагает свободу выражения мыслей и идей автора-фрилансера.

Ведь статья в СМИ - очень прагматичный жанр. О сотворении мира, философских проблемах, цивилизационных конфликтах и многих других вещах, включая и куда более конкретные, в СМИ как раз и пишут в жанре статьи специалисты-фрилансеры.

Чем отличается статья как таковая от статьи журналистской?  Отличия три.

Во-первых, журналистская статья, как правило, гораздо уже тематически, хронологически и проблемно, чем статья на ту же тему нештатного автора газеты - фрилансера.

Во-вторых, журналистская статья, несмотря на допустимость и даже императивность присутствия авторских мыслей, идей, выводов, обязательно должна включать изложение мнений по проблеме, которой эта статья посвящена, собственно специалистов, экспертов, фрилансеров. Автор нежурналистской статьи может привлекать чужие мнения, если сочтет нужным, а может излагать лишь свою точку зрения, свою концепцию.

В-третьих, от журналистской статьи аудитория не ждут полных и вполне определенных ответов на все заявленные в связи с темой статьи вопросы, кроме самых простых, хоть и неясных для публики. Авторская, экспертная статья, как предполагается, должна давать ответы на сложные вопросы.

Ясно, что так бывает далеко не всегда. Есть эксперты-фрилансеры, которые пишут слабые статьи, и есть журналисты, которые настолько хорошо знают проблему, что дают ответы на вопросы, ставящие в тупик многих экспертов.

Прелесть журналистики как раз и состоит в том, что фрилансер, как правило, не обладающий специальными знаниями и особенно академической подготовкой в той или иной сфере, но активно освещающий проблемы этой сферы в СМИ, в глазах публики поднимается до уровня эксперта.

С помощью журналистики фрилансеру можно многого достичь. Например, журналист-фрилансер, пишущий о космонавтике, может стать гораздо более известным публике, чем специалисты в этой области и даже сами космонавты.

Фрилансер, пишущий о политике, может быть гораздо известнее почти всех политологов, чьими мыслями и идеями он чаще всего и питается.

С политикой вообще в журналистике особая история. В любом СМИ вряд ли найдется больше одного журналиста, специализирующегося по уже упомянутому сельскому хозяйству или энергетике, по медицине или кино, по балету или опере. А вот на политические темы пишут очень многие журналисты и фрилансеры в том числе.

Журналистика считается прикладной оперативной политологией, что во многом объясняет этот феномен. После всего сказанного становится понятным терминологическое разнообразие, бытующее не только в сфере работников СМИ, связанное с в общем-то единым жанром «статья».

Авторская статья — так чаще всего называют статью фрилансера-эксперта, не работающего в самой редакции.

Проблемная статья — журналистская или авторская статья, выходящая за рамки комментария к актуальным событиям.

Комментарий. В теории журналистики он отделялся от статьи, поскольку как раз и указывал на то, что его автор - журналист-фрилансер, то есть, строго говоря, не специалист в точном смысле этого слова. Автор комментария (фрилансер) комментирует, то есть поясняет, но не объясняет, по крайней мере фундаментально, случившееся.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения