Учимся писать репортаж
Итак, репортаж - это информационный жанр, с помощью которого фрилансер рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача случившегося), но и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Часто включает элементы первичного комментирования.
Репортаж может быть написан только в том случае, если фрилансер лично находился на месте события, хотя бы в момент, когда его основная фаза уже прошла.
Репортаж - это информационный жанр, используемый для рассказа о всех основных, а также наиболее впечатляющих стадиях развития события, как посредством личных наблюдений фрилансера (что обязательно), так и с помощью слов участников или очевидцев произошедшего. Используется для описания сложных и длящихся событий. Не только допускает, но и предполагает личные, в том числе и эмоциональные авторские оценки фрилансера, а также первичный и вторичный комментарии.
Репортаж - младший брат информации или, менее метафорично, это информация о событии, передаваемая в развернутой форме - с приведением не только основных, но и второстепенных деталей произошедшего.
Если совсем коротко, то информация - это сообщение о событии, репортаж - это документальный рассказ о нем.
Там, где есть рассказ, должно присутствовать и мастерство рассказчика, довольно редкий дар среди журналистов и фрилансеров. Вспомните, как часто вы читаете репортажи, из которых вам сразу же становится абсолютно ясно, что и как произошло. Совсем нечасто.
В чем проявляется мастерство журналиста-фрилансера при создании репортажа?
- во-первых, в умении точно и ясно рассказать о том, что случилось;
- во-вторых, в способности передать эмоциональное состояние участников событий или его свидетелей;
- в-третьих, в умении фрилансера ввести в репортаж высказывания или оценки главных участников события, оттенив субъективность этих оценок своими объективными и короткими комментариями;
- в-четвертых, сделать всё это в предельно сжатой форме, ибо стандартный объем газетного репортажа - 150-200 строк.
С учетом существования ТВ необходимо выделить два типа репортажей. Первый - о событии, которое аудитория не наблюдала (или не наблюдает) сама. Второй - о событии, элементы которого или даже полный ход (спортивный матч, например) которого аудитории известен.
Первый тип конечно же труднее - он требует гораздо большего мастерства фрилансера.
Вообще фрилансер-репортер - это отдельная профессия внутри журналистики и даже отдельный тип журналиста. Все журналисты делятся на два главных типа и шесть их разновидностей (или подтипов).
(1) - репортеры, то есть рассказчики.
(2) - аналитики, то есть комментаторы.
Первые фрилансеры бегают, вторые - сидят за столом. Но газета не будет полноценной без произведений и тех, и других.
Если взять более дробную классификацию журналистских типов фрилансеров, то это:
- информационщики (фрилансеры, которые умеют первыми добыть информацию о событии);
- репортеры (фрилансеры, которые умеют рассказать о том, что уже случилось или происходит в данный момент);
- интервьюеры (фрилансеры, которые умеют долго разговаривать с людьми, получая от них то, что не удается другим);
- аналитики (комментаторы, но не надо путать со спортивными «телекомментаторами», которые не более чем репортеры);
- публицисты — самый вредоносный тип фрилансеров, наиболее близкий, что очевидно, к политикам-популистам, но отдельные представители которого пользуются порой (как и политики аналогичного типа) бешеной популярностью;
- игроки, а точнее — модераторы игр (тип, хорошо известный старшему поколению наших людей по профессии «массовик-затейник»).
Разумеется, в чистом виде все эти типы фрилансеров встречаются редко, хотя все всегда знают, кто лучше добывает информацию, кто - лучше пишет репортажи, кто - удачнее берет интервью, а кому нужно заказывать аналитическую статью. Ну а редакционные балагуры и лицедеи, если повезет, перебираются на телевидение вести ток-шоу и игры.
Хороший фрилансер-репортер - это, в общем-то, большая редкость. А хорошей газеты без хороших репортажей нет, как и газеты вообще без каких-либо репортажей.
О репортерской школе тех или иных изданий можно говорить отдельно. Некоторые наши издания славятся своими репортерскими школами. В советское время, например, считалось, что едва ли не лучшая репортерская школа в стране - это школа «Комсомольской правды».
Сегодня лучшие репортеры работают, пожалуй, в «Коммерсанте», правда многие из них слишком часто путают собственные фантазии с реальностью.
Чем силен репортаж? Тем, что фрилансер передает реальную жизнь не усушенной, как информация, и не препарированной чьей-то, часто спекулятивной, логикой, как статья, а непосредственно.
Не совсем научно все репортажи фрилансеров делятся на прямые (не путать с тем, что называют прямым, репортажем на ТВ) и обратные.
Прямой репортаж (основная разновидность) отличается простой вещью: в нем фабула (реальный ход событий) совпадает с сюжетом (ходом рассказа о событии). А обратный репортаж переворачивает сюжет на 180° по отношению к фабуле.
Приемом обратного репортажа пишутся, как правило, так называемые журналистские расследования и вообще всё, что связано с какой-то тайной, а это обычно - репортажи фрилансеров о раскрытии преступлений. Обратный репортаж, естественно, детективен.
В жизни сначала совершается конкретным лицом преступление, затем оно раскрывается. В обратном репортаже сначала начинает раскрываться преступление, потом становятся известны всё более и более значимые его детали, в конце — называется преступник.
Но есть фрилансеры, и их довольно много в наших СМИ (как правило, они как раз из разряда писателей), которые изобрели разновидность скачущего, репортажа, когда сюжетная линия постоянно перебивается фабульной, и наоборот.
А что такое по-настоящему хороший репортер? Это, конечно, не тот фрилансер, кто настолько набил руку в писании в своем жанре, что способен написать репортаж с собственных похорон. Таких довольно много.
Очень часто с улыбкой (порой и с возмущением) можно читать или смотреть репортажи о том, что наблюдаете своими глазами: при наличии всех внешних признаков репортажа, что не фраза, то неправда. И аудитория, а часто и редакция, об этом так никогда и не узнает.
Журналистов-фрилансеров пускают далеко не всюду, но списки гостей того или иного мероприятия достать не так уж и трудно. А пришел данный гость или нет - можно узнать лишь на месте, куда фрилансеров часто не пускают.
Это очень простое репортерство, требующее разве что бесцеремонности и хорошо подвешенного языка или пера. Но это, конечно, далеко от того, что делает репортаж репортажем, то есть жанром, через который реальная жизнь в наименее искаженном виде доходит через фрилансера и СМИ до аудитории.
Комментариев пока нет!
Все поля формы обязательны для заполнения.