Учимся писать интервью №3

Сформулируем шесть правил, соблюдение фрилансером которых являются обязательными для подготовки очень хорошего интервью.

Не всегда ими удается в полной мере воспользоваться, все-таки журналистика профессия суетная, цейтнотная, в темповом отношении рваная, вдохновения ждать — на это чаще всего времени нет, но если удается — результат превосходный. Да и просто, даже если в интервью-экспромте, подсознательно ориентироваться на эти правила, эффект будет ощутимым.

Первое правило интервьюера

НЕ БЕРИТЕ ИНТЕРВЬЮ У ТОГО, КОГО ЛЮБИТЕ, И У ТОГО, КОГО НЕНАВИДИТЕ, - ТОЛЬКО У ТОГО, КТО ВАМ ИНТЕРЕСЕН ПРИ В ЦЕЛОМ НЕЙТРАЛЬНОМ К НЕМУ ОТНОШЕНИИ.

Понятно, что нейтрально журналист относится к очень немногим, да и задание редакции может идти вразрез с тем, о чем я говорю. Но думаю, мысль ясна: нельзя идти на интервью с предубеждением к человеку, положительным или отрицательным -— неважно.

Смирите свои чувства хотя бы на два-три часа разговора. Иначе своей любовью или ненавистью, во втором случае, разумеется, скрытой от собеседника, вы просто исказите его образ, даже представленный его собственными ответами.

Второе правило интервьюера

СОСТАВЬТЕ НАКАНУНЕ ВСТРЕЧИ КАК МИНИМУМ 20-30 ВОПРОСОВ К ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ.

Если всё, что вы хотите узнать, завершается на пятом вопросе, дело плохо. Раз вам нечего спросить, значит, вы ничего не узнаете. Разговор будет банальным. Правда, все 30 вопросов фрилансеру задать почти никогда не удается. Но зато вы уже мысленно прокрутили все варианты разговора, всю его тематику. Зашли туда, куда интервьюируемый, возможно, и не собирался вас пускать, но пустит, если вы постучитесь в эту дверь.

Кроме того, «лишние» вопросы фрилансера (самые небанальные, но, конечно, не высосанные из пальца), всплывая в памяти, часто помогают, когда:

  •  собеседник отвечает очень содержательно, одним своим ответом покрывает сразу три-четыре, в том числе и еще не заданных вами, вопроса;
  • когда собеседник из-за банальности первых вопросов фрилансера, начинает скучать, и беседа проваливается;
  • когда собеседник очень популярен и часто дает интервью: в голове у него наезженная пластинка, он бойко оттараторивает ответы, которые давал не раз, на десять вопросов фрилансера (если их всего десять), разговор быстро заканчивается, и, вроде бы достигнув желаемого, вы после расставания обнаруживаете, что абсолютно ничего нового в тексте взятого вами интервью нет.

Третье правило интервьюера: для совсем уж изощренных в этой работе фрилансеров

НЕ ТОЛЬКО ПОДГОТОВЬТЕ 20-30 ВОПРОСОВ К СВОЕМУ ГЕРОЮ, НО И САМИ ПИСЬМЕННО (ИЛИ ХОТЯ БЫ МЫСЛЕННО) ОТВЕТЬТЕ НА НИХ ЗА ИНТЕРВЬЮИРУЕМОГО.

Это поможет, во-первых, в реальном разговоре фрилансеру быстрее миновать все неизбежные банальности (вы уже будете знать ответы), а во-вторых — и это главное, — в результате такой работы вы, фрилансер, скорее всего, откажетесь от 10-15 вопросов, ответы на которые и так известны или неинтересны. Зато появится десяток новых, действительно оригинальных вопросов, которыми фрилансер безусловно заинтригует интервьюируемого, то есть расположит его к себе.

Уверен, что на 60-80% удачное интервью - это результат вашей работы с вопросами. Никто и никогда не отвечает интересно на неинтересные ему лично вопросы фрилансера.

Четвертое правило интервьюера

ПРОЯВЛЯЙТЕ И ДЕМОНСТРИРУЙТЕ ИНТЕРЕС К СОБЕСЕДНИКУ, ЗНАНИЕ ЕГО ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО НЕ ЛЬСТИТЕ.

Действительно, наибольший интерес для большинства людей представляют они сами, а их симпатии к незнакомому человеку вспыхивают именно тогда, когда незнакомец (в данном случае фрилансер) демонстрирует, что он искренне и глубоко интересуется собеседником и знает о нем такое, что самому человеку приятно вспомнить.

Пятое правило интервьюера

В ХОДЕ ИНТЕРВЬЮ НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ СОБЕСЕДНИКУ НИ ЧРЕЗМЕРНЫЙ ДЛЯ НЕГО УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ ТОГО, О ЧЕМ ВЫ ГОВОРИТЕ, НИ СОБСТВЕННУЮ ГЛУПОСТЬ: ПЕРВОЕ ВЫЗОВЕТ РАЗДРАЖЕНИЕ, ВТОРОЕ - НАСМЕШКУ.

Относительно глупости. Я никого не хочу обидеть. Фрилансер не может знать всего, он, как известно, знает обо всем понемногу. А оттого каждый из нас часто оказывался в положении профана, которому нужно задать точный вопрос специалисту.

Эти моменты надо чувствовать и уметь либо избегать их, либо ловким маневром преодолевать. Иной раз полезно откровенно сказать: извините, я не понял вашу мысль. А иной раз, напротив, сделать вид, что понял — потом, в редакции, коллеги помогут разобраться.

Шестое правило

БОЙТЕСЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫХ.

Что, точнее кто, имеется в виду? Первый тип профессиональных интервьюируемых, которых надо не бояться, конечно, а опасаться фрилансерам, — это просто профессионалы, слишком хорошо знающие и свою профессию, и ее слабые стороны, вызывающие интерес у журналистов, словом, профессионалы, умеющие давать убедительные ответы на самые, казалось бы, острые вопросы.

Второй тип — это люди, которые дают интервью десятками, для которых — это часть их работы, причем даже не столько работы, сколько их личного пиара или саморекламы. Это — большинство поп-звезд, даже тех, что горят несколько месяцев, и многие политики. Владимир Жириновский — ярчайший пример.
 
Третий тип профессионального интервьюируемого — афорист. Этот тип легче всего показать на примере ныне покойного Александра Лебедя. Он за счет заемных или собственного сочинения афоризмов превратился в СМИ чуть ли не в образец политического мыслителя России, каковым не был. Соответственно, и все интервью, взятые у него, крутятся в кругу афоризмов. Треску много, а содержательности никакой.

Идя на интервью, даже самое протокольное, фрилансеру всегда нужно ориентироваться на максимальную цель, дабы достичь хотя бы минимальной. Максимум - это постараться получить от интервьюируемого то, что он никогда раньше не говорил, а еще лучше - то, что и не хотел говорить.

Иногда это удается. В этом случае бывают и крупные удачи (главным образом тогда, когда это нужно самому интервьюируемому). Все-таки хорошо известно, что язык дан политику для того, чтобы скрывать свои мысли и маскировать свои действия.

Совершенная правда то, что в технике получения интервью у журналиста-фрилансера много схожего со следователем. И, соответственно, можно выделить два метода «изъятия интервью» - метод доброго следователя и метод злого следователя.

При этом только не надо забывать, что метод злого следователя эффективен лишь по отношению к тем интервьюируемым, которые находятся в какой-то зависимости, пусть временной (например, их заклевала пресса и есть необходимость как-то разъяснить свою позицию или свои действия широкой публике), от журналиста. Интервьюируемый все-таки не подследственный и чаще всего даже не подозреваемый.

В конечном итоге (что, как правило, не учитывает аудитория) те, у кого берут интервью, имеют гораздо больше просьб о встрече от разных фрилансеров, чем дают согласия на такие встречи. Так что очень часто оказывается, что скорее журналист-фрилансер зависит от интервьюируемого, чем наоборот.

 

А теперь - о трех самых распространенных ошибках, вольно или невольно допускаемых фрилансерами при работе в жанре интервью:

первая - подыгрывание интервьюируемому: по неопытности, из-за партийных и личных пристрастий или из-за завороженности его славой или авторитетом;

вторая - неумение фрилансером поставить острый или новый вопрос, когда сам интервьюируемый дает к этому повод и даже вроде бы ждет такого вопроса;

третья - полная передача инициативы в руки интервьюируемого;

Следствие всех трех ошибок - пустые, неинтересные, банальные интервью.

Простой рецепт того, как отличить хорошее интервью от плохого. Возьмите текст опубликованного интервью, вырежьте из него ножницами все вопросы фрилансера и прочтите то, что осталось. Если вы не почувствуете, что что-то в тексте потеряно, это значит, что журналист был просто не нужен. Хватило бы и бездушного диктофона.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения