Учимся писать интервью №2
Напомню, что интервью - жанр по сути информационный. Не вопросы фрилансера и не его ремарки, не его оценки и комментарий к ответам интервьюируемого в первую очередь интересуют аудиторию, а сами ответы. То есть фрилансер лишь информирует аудиторию о том, что сказал человек, у которого берется интервью.
Это, с одной стороны, требует предельной четкости, ясности, - то есть журнализма, или умения владеть профессиональными навыками, ремеслом. Но, с другой стороны, в интервью ценятся пространность, наличие нюансов, деталей, многоразовых заходов фрилансера с одним и тем же вопросом, иначе сформулированным, ибо это очень литературный и очень психологический жанр.
Любой осмысленный набор вопросов к какому-то человеку и, естественно, полученные ответы — это, безусловно, психологический опыт, а в самых удачных попытках — и психологическое исследование. Хороший интервьюер — это и хороший литератор, и хороший психолог.
Итак, информацию, с элементами большого утрирования, можно назвать кратким научным описанием некоего естественного или общественного феномена. Репортаж — с описанием эксперимента, чаще всего с элементами собственной включенности в этот эксперимент. Интервью — в чистом виде научный метод, широко используемый в социологии, психологии (вплоть до психиатрии), политическом (политологическом) прогнозировании.
Статья — понятное дело, это формулирование и изложение известных или открытых фрилансером, пусть только для себя и для аудитории, законов общественного развития и их конкретных проявлений в жизни.
Очень часто, если, конечно, фрилансер профессионален, причем не только как журналист, но и как политолог — журналистика является оперативной прикладной политологией.
Но вернёмся к интервью. Теперь поговорим о нем как о драматургическом произведении.
Текст пьесы и текст интервью, что очевидно, очень похожи. Это сходство не только внешнее. Диалоги, как правило, занимают большую часть пространства пьесы.
Существенное отличие в том, что в интервью один и тот же человек (фрилансер в интервью) всё время спрашивает, а другой (главный герой) — всё время отвечает. То есть интервью — несколько однобокая пьеса, сюжетно обедненная (мало героев, диалог не равноценен, нет иного действия, кроме как в самом разговоре).
И всё же солидное по объему и качественное интервью фрилансера никогда не монотонно. В нем, помимо небольшого вступления, прелюдии, экспозиции (представление главного героя и часто — описания места действия, то есть того, где происходит разговор, и облика главного героя) и эпилога, обязательно наличествуют завязка действия (самого разговора или главной темы этого разговора), развитие этого действия, его кульминация, наконец, развязка.
Качественное интервью фрилансера конфликтно, чаще всего не внешне, а внутренне. Второй герой (фрилансер) не может постоянно впрямую спорить с интервьюируемым (главным героем), но все-таки спор, несогласие хотя бы временами должны присутствовать.
Можно еще долго говорить об интервью как о драматургическом произведении, но ограничимся сказанным, а также советом ко всем фрилансерам, кто хочет посвятить себя этому жанру, подходить к нему с этой позиции. Успех обязательно будет, если, конечно, помимо желания есть и соответствующие способности.
Нельзя, впрочем, забывать о том, что журналист-фрилансер не писатель, он не может что-то просто сочинить или досочинить в интервью. Максимум вмешательства - для нагнетания драматизма - кое-что переставить местами в большом интервью.
Главное же — уметь задать драматургию разговора своими вопросами и тем, как Вы, журналист-фрилансер, ведете беседу — все-таки у фрилансера огромное преимущество: своими вопросами он задает ритм, темп, часто стилистику, тематику и даже проблематику разговора.
Комментариев пока нет!
Все поля формы обязательны для заполнения.