Учимся писать интервью №1

На этих страницах я решил разобрать, что называется, "по полочкам", как писать интервью. Причем делать это предлагаю Вам, фрилансеру, по материалам книги Виталия Третьякова "Как стать знаменитым журналистом".

Итак, интервью - это информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей значимого вообще или в контексте случившегося события человека, причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным вопросам.

Остановимся на интервью подробнее. Хотя в узком смысле этого термина под интервью понимаются прежде всего довольно пространные тексты, состоящие из вопросов, заданных фрилансером известному человеку, и его ответов, гораздо чаще интервью используется как подсобный, служебный жанр при создании репортажей, а также информации и статей.

Как правило, в этом случае интервью публикуется в урезанном виде, а именно: без публикации вопросов. Гласности предаются только ответы. Например, в ходе телерепортажа с заседания парламента фрилансер, рассказывая о том, какой скандал случился во время заседания, дает в эфир два-три высказывания разных участников скандала и его свидетелей.

В информации, в которой фрилансер сообщает о какой-либо аварии, среди прочего сказано: «По мнению представителей милиции, виновником аварии, скорее всего, является N». В данном случае не только не передается вопрос (ибо, во-первых, он очевиден, во-вторых, экономится объем информации), но не называется по имени тот, кому этот вопрос задан (главное в данном случае не его имя, а то, что он является специалистом по данной проблеме, экспертом), да и ответ передается не прямой, а косвенной речью.

Или: в статье, посвященной разбору политики президента, журналист-фрилансер пишет: «Недавно я имел возможность спросить президента, доволен ли он действиями правительства. Президент ответил: (далее следует ответ)».

Что объединяет все три приведенных примера? То, что президент страны, и анонимный представитель милиции, и конкретные члены парламента выступают в качестве интервъюируемых экспертов по какому-то вопросу (работа правительства, авария, скандал в парламенте), а не тех лиц, у которых журналист берет интервью из-за интереса к ним самим.

Очень часто, отвечая на вопрос, берут ли фрилансеры интервью у незнаменитых или «неинтересных» людей, с ходу отвечают: нет. Это абсолютно неверно.

Можно ли и нужно ли брать фрилансеру интервью у дворника и может ли оно представлять интерес для аудитории? Я с легкостью назову целых шесть случаев, когда на эти два вопроса нужно дать утвердительные ответы. Вот эти случаи:

  1. если этот дворник работает на Красной площади или даже в самом Кремле (правда, без разрешения спецслужб кремлевский дворник интервью вряд ли даст);
  2. если этот дворник первым оказался на месте громкого преступления;
  3. если этот дворник победил на конкурсе «Лучший дворник страны»;
  4. если вы рассказываете в своем СМИ о разных профессиях, а данный дворник хорошо владеет секретами своего ремесла;
  5. если сын этого дворника стал чемпионом мира неважно по чему;
  6. если этот дворник на досуге сочиняет романы и победил в престижном литературном конкурсе.

 
Это только шесть самых очевидных случаев, а есть и менее очевидные теоретически, но нередко встречающиеся практически: фрилансер опрашивает «простых людей» об их отношении к тому или иному важному политическому событию; журналист-фрилансер пишет материалы о качестве снегоуборочной техники; готовится материал об изменениях климата — кто лучше человека, постоянно работающего на улице, может сказать что-то интересное по этому поводу? Или фрилансер пишет материал о том, как люди ведут себя на улице, и т.д.

Что, однако, характерно для всех этих интервью с незнаменитыми людьми? Фрилансера вслед за аудиторией интересует не данный человек, а просто типаж из определенной социальной или профессиональной группы. Либо это достаточно случайный свидетель, очевидец, участник каких-то безусловно важных и интересных событий! Либо, в лучшем случае, данный человек в чем-то, хотя бы в скромном ряду своих коллег, экзотичен: пишет романы, сын его стал чемпионом, первый по профессии.

И журналистов, и публику часто по большому счету не очень-то интересуют сами по себе и известные люди - особенно если фрилансер знает из прежнего опыта, насколько они интересны или насколько неинтересно говорят.

Все фрилансеры стремятся взять интервью у разведчиков, представителей спецслужб - чем выше ранг, тем лучше, но и у рядовых - с не меньшей охотой.

Лакомый кусок — интервью, взятое фрилансером у жен, детей, родителей, внучатых племянников, друзей детства и учителей известных людей.

Наконец, у любого представителя публичной профессии гораздо больше шансов на интерес фрилансеров, чем у даже выдающихся представителей не публичной профессии (астронома, например).

Повышенный интерес публики и, соответственно, журналистов-фрилансеров  вызывают преступники всех мастей (особенно убийцы и насильники), а также носители иных аномальных и антисоциальных форм образа и стиля жизни. Сколь бы вы не были умны и интересны, вы можете всю жизнь ходить по улицам в одежде и ни разу у вас не попытаются взять интервью. Но стоит вам однажды пройтись по улице голым (и особенно, если вы объявите это актом концептуального искусства), как к вам тут же примчатся желающие взять интервью фрилансеры.

 
Но, конечно, главное в интервью как в жанре журналистики - это все-таки реализация фрилансером с помощью специально подготовленных  вопросов интереса к известной, популярной, авторитетной личности. Причем интереса, связанного как с тем, что сделало данную личность популярной, так и с побочными темами - личная жизнь, взаимоотношения с коллегами, конкурентами, вообще всё, ибо считается, что любое мнение и о чем угодно, если это мнение известного человека, интересно публике.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения