Как же тебя оживить, текст №2
Метафора - это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, а этот первый предмет не называется, его нужно угадать.
В зависимости от частоты употребления, метафоры делятся на три основные группы:
Сухие - это метафоры-названия, переносное значение которых трудно сразу уловить: ножка кровати, корень слова, наступает вечер.
Общеязыковые - те, что довольно часто употребляются в речи: звезда экрана, народу море, золотые слова.
Индивидуальные - придуманные самим автором. Они наиболее выразительны и необычны, привлекают внимание читателя и заставляют его вдумчивее относиться к тексту.
Как и сравнения, метафоры бывают развернутыми, и часто журналист на их развитии строит целые куски текста. Такая метафора, проведенная через весь материал, обычно выносится в заголовок.
Здесь настало время предупредить вас вот о чем. Очень распространенная ошибка начинающих авторов - невнимательное употребление развернутой метафоры. Хрестоматийный пример вы можете найти у Ильфа и Петрова: “Волны падали стремительным домкратом”.
Гипербола - непомерное преувеличение (“сто лет не виделись”).
Литота - наоборот, непомерное преуменьшение (“я на секундочку”). Правда, одно и то же слово может быть и гиперболой, и литотой (“одно слово выговаривает пять минут” - “за пять минут сделал домашнее задание”).
Ирония - это насмешка, при которой ее форма противоположна содержанию. Слова, таким образом, приобретают обратный смысл. Например, в своих “Мертвых душах” Николай Васильевич Гоголь пишет: только после смерти прокурора близкие ему люди, увидев “бездушное тело”, “с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал”.
Злая или горькая ирония называется сарказмом. В журналистике этот троп особенно активно используется в таких жанрах, как фельетон и памфлет.
Резюмируем. Для “оживления” своего текста в вашем арсенале всегда имеются такие вот фигуры:
антитеза | эпитет |
оксюморон (“живой труп”) | сравнение |
риторический вопрос |
метафора |
параллелизм | градация |
инверсия | ирония |
удвоение | литота |
умолчание | гипербола |
***
Итак, применив все, но скорее всего, только некоторые из вышеперечисленных приемов, вы получили те же самые факты и события, только “заиграли” они уже по-новому. И читаются легче и приятнее.
А теперь, наконец, поговорим о том, что стоит в самом начале (извините за каламбур). Речь пойдет о заголовке.
Хороший заголовок - лицо товара. Именно он в первую очередь привлекает внимание читателя. В этом уроке приведу десять несложных правил, следуя которым, вы сможете написать отличный заголовок для вашего текста.
Правило № 1.
Заголовки - это те же телеграммы: как в одних, так и в других второстепенные члены предложения опускаются ради экономии места.
Правило № 2.
Правильно построенный заголовок должен легко превращаться в нормальное, грамматически верное предложение, если в него вставить все недостающие элементы (т.е. второстепенные члены).
Правило № 3.
В идеале заголовок должен состоять из подлежащего и сказуемого в действительном залоге. Вид заголовка, известный как “требующий”, не нуждается в подлежащем (“СПАСТИ ЖЕНЩИН ОТ ПЛАМЕНИ!”).
Правило № 4.
Авторы, пишущие слишком длинные заголовки, вряд ли завоюют любовь редактора издания, которому продают свой “гениальный” материал.
Правило № 5.
Разбивайте большой текст на части, используйте подзаголовки. Подзаголовки “подхватывают” мысль основного заголовка и развивают ее, снабжая читателей дополнительной информацией. В подзаголовке и заголовке не должны встречаться одинаковые или даже однокоренные слова (проголосовали, голосование).
Правило № 6.
Подзаголовок может обойтись и без подлежащего и начинаться со сказуемого, он может быть и независимым, дополнительным заявлением.
Правило № 7.
Используйте в заголовке глагол в настоящем времени, даже для описания события, произошедшего в прошлом (“Мэр отменяет свою поездку в Европу” вместо “Мэр отменил свою поездку в Европу”).
Правило № 8.
Не повторяйте часто встречающуюся ошибку, когда настоящее время используется для рассказа о грядущих событиях. Следует четко разграничить употребление настоящего времени для рассказа о грядущих и прошедших событиях.
Правило № 9.
Нельзя сокращать слова для того, чтобы они уместились в заголовке: “сек-рь” вместо “секретарь”, “пр-во” вместо “правительство”, Пн., Вт., Авг., Сент. и т.д. Обычно стилистическим исключением является написание числительных либо цифрой, либо ее буквенным выражением, вне зависимости от их величины (6, шесть). Разрешены в заголовках также некоторые аббревиатуры (обычно это географические названия): С.-Пб. - Санкт-Петербург, Н. Новгород - Нижний Новгород, Б. Садовая - Большая Садовая, Амурская обл. - Амурская область.
Правило № 10.
Заголовок бесполезен, когда для его понимания необходимо прежде прочесть статью. Это относится к новостным материалам, но не всегда к очеркам и эссе.
Надеюсь, что приведенные выше правила помогут написать вам качественный заголовок. Правда, не расстраивайтесь, если вдруг увидите свое творение с абсолютно другим заголовком - это встречается очень часто, здесь уж редактор выбранного издания пользуется своим правом.
Кстати, тому, как непосредственно работать с редакциями, как продавать свои тексты, посвящен наш следующий урок.
Комментариев пока нет!
Все поля формы обязательны для заполнения.