Как же тебя оживить, текст №2

Метафора - это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, а этот первый предмет не называется, его нужно угадать.

В зависимости от частоты употребления, метафоры делятся на три основные группы:

Сухие - это метафоры-названия, переносное значение которых трудно сразу уловить: ножка кровати, корень слова, наступает вечер.

Общеязыковые - те, что довольно часто употребляются в речи: звезда экрана, народу море, золотые слова.

Индивидуальные - придуманные самим автором. Они наиболее выразительны и необычны, привлекают внимание читателя и заставляют его вдумчивее относиться к тексту.

Как и сравнения, метафоры бывают развернутыми, и часто журналист на их развитии строит целые куски текста. Такая метафора, проведенная через весь материал, обычно выносится в заголовок.

Здесь настало время предупредить вас вот о чем. Очень распространенная ошибка начинающих авторов - невнимательное употребление развернутой метафоры. Хрестоматийный пример вы можете найти у Ильфа и Петрова: “Волны падали стремительным домкратом”.

Гипербола - непомерное преувеличение (“сто лет не виделись”).

Литота - наоборот, непомерное преуменьшение (“я на секундочку”). Правда, одно и то же слово может быть и гиперболой, и литотой (“одно слово выговаривает пять минут” - “за пять минут сделал домашнее задание”).

Ирония - это насмешка, при которой ее форма противоположна содержанию. Слова, таким образом, приобретают обратный смысл. Например, в своих “Мертвых душах” Николай Васильевич Гоголь пишет: только после смерти прокурора близкие ему люди, увидев “бездушное тело”, “с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал”.

Злая или горькая ирония называется сарказмом. В журналистике этот троп особенно активно используется в таких жанрах, как фельетон и памфлет.

 
Резюмируем. Для “оживления” своего текста в вашем арсенале всегда имеются такие вот фигуры:

антитеза эпитет
оксюморон (“живой труп”) сравнение

риторический вопрос

метафора
параллелизм градация
инверсия ирония
удвоение литота
умолчание гипербола

 

***

Итак, применив все, но скорее всего, только некоторые из вышеперечисленных приемов, вы получили те же самые факты и события, только “заиграли” они уже по-новому. И читаются легче и приятнее.

А теперь, наконец, поговорим о том, что стоит в самом начале (извините за каламбур). Речь пойдет о заголовке.

Хороший заголовок - лицо товара. Именно он в первую очередь привлекает внимание читателя. В этом уроке приведу десять несложных правил, следуя которым, вы сможете написать отличный заголовок для вашего текста.

Правило № 1.

Заголовки - это те же телеграммы: как в одних, так и в других второстепенные члены предложения опускаются ради экономии места.

Правило № 2.

Правильно построенный заголовок должен легко превращаться в нормальное, грамматически верное предложение, если в него вставить все недостающие элементы (т.е. второстепенные члены).

Правило № 3.

В идеале заголовок должен состоять из подлежащего и сказуемого в действительном залоге. Вид заголовка, известный как “требующий”, не нуждается в подлежащем (“СПАСТИ ЖЕНЩИН ОТ ПЛАМЕНИ!”).

Правило № 4.

Авторы, пишущие слишком длинные заголовки, вряд ли завоюют любовь редактора издания, которому продают свой “гениальный” материал.

Правило № 5.

Разбивайте большой текст на части, используйте подзаголовки. Подзаголовки “подхватывают” мысль основного заголовка и развивают ее, снабжая читателей дополнительной информацией. В подзаголовке и заголовке не должны встречаться одинаковые или даже однокоренные слова (проголосовали, голосование).

Правило № 6.

Подзаголовок может обойтись и без подлежащего и начинаться со сказуемого, он может быть и независимым, дополнительным заявлением.

Правило № 7.

Используйте в заголовке глагол в настоящем времени, даже для описания события, произошедшего в прошлом (“Мэр отменяет свою поездку в Европу” вместо “Мэр отменил свою поездку в Европу”).

Правило № 8.

Не повторяйте часто встречающуюся ошибку, когда настоящее время используется для рассказа о грядущих событиях. Следует четко разграничить употребление настоящего времени для рассказа о грядущих и прошедших событиях.

Правило № 9.

Нельзя сокращать слова для того, чтобы они уместились в заголовке: “сек-рь” вместо “секретарь”, “пр-во” вместо “правительство”, Пн., Вт., Авг., Сент. и т.д. Обычно стилистическим исключением является написание числительных либо цифрой, либо ее буквенным выражением, вне зависимости от их величины (6, шесть). Разрешены в заголовках также некоторые аббревиатуры (обычно это географические названия): С.-Пб. - Санкт-Петербург, Н. Новгород - Нижний Новгород, Б. Садовая - Большая Садовая, Амурская обл. - Амурская область.

Правило № 10.

Заголовок бесполезен, когда для его понимания необходимо прежде прочесть статью. Это относится к новостным материалам, но не всегда к очеркам и эссе.

 
Надеюсь, что приведенные выше правила помогут написать вам качественный заголовок. Правда, не расстраивайтесь, если вдруг увидите свое творение с абсолютно другим заголовком - это встречается очень часто, здесь уж редактор выбранного издания пользуется своим правом.

Кстати, тому, как непосредственно работать с редакциями, как продавать свои тексты, посвящен наш следующий урок.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения