Как же тебя оживить, текст №1

Итак, у вас уже на руках готовый материал. Он насыщен фактами, актуален, затрагивает важные вопросы. И тут вам кажется, что он как-то “не идет”, может быть, даже и скучен.

Поэтому этот очередной урок я решил посвятить “оживлению” вашего творения и некоторым правилам написания его заголовка. При подготовке урока я активно использовал наработки редакции газеты "До и после Рождества Христова" из Тольятти (http://www.doposle.ru/) и материалы Национального института прессы.

Итак, помимо правдивости и актуальности, написанный текст должен быть ярок, выразителен, написан хорошим литературным языком. Свободный журналист просто обязан владеть целым арсеналом выразительных средств языка. Естественно, он должен еще и активно использовать их в своих произведениях.

У языка существует естественный, простой склад, а есть и украшения - СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Они делают текст богаче и ярче, выразительнее. Условно их можно разделить на две большие группы: фигуры мысли (те, что не меняются от пересказа) и фигуры слова (те, что меняются).

Сначала я познакомлю вас с некоторыми фигурами мысли.

Одна из самых распространенных стилистических фигур - антитеза. Это оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия (“Пусть светит месяц - ночь темна”). В антитезе могут целые словосочетания и предложения.

Противоположные понятия могут не только противопоставляться, но и соединяться, образуя оксюморон. Вы их, наверняка, уже встречали и использовали. Это, например, “живой труп” или “оптимистическая трагедия”. Как видите, в этом случае объединяются, казалось бы, взаимоисключающие слова.  

 
Следующая фигура - риторический вопрос. Это такой вопрос, который не требует ответа, но нужен автору, чтобы привлечь внимание читателей к определенному предмету. (“Знаете ли вы, как выглядит самая новейшая “ВАЗовская” тачка?”) Той же цели служит и риторическое обращение.

А вот умолчание не только привлекает внимание читателя, но и заставляет “читать между строк”. Побудите своего читателя додумывать мысль журналиста (“Не будем касаться качества отдельных узлов этой “тачки” - оно слишком хорошо известно большинству автолюбителей”).

Можно весьма выгодно использовать удвоение - повторение какого-либо слова или словосочетания (“Святая святых всех политиков” и т.п.).

Применяйте в своих текстах инверсию - расположение членов предложения в необычном порядке. Это позволит подчеркнуть наиболее важные, с вашей точки зрения, слова.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Этот прием просто-таки “нагнетает” напряжение, заставляет читателя искать параллели между различными явлениями.

Интересный эффект дает применение градации - т.е. употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

***

Теперь более подробно познакомлю вас с фигурами слова. На мой взгляд, они особенно важны для журналиста. С их помощью вы можете более четко выделить те или иные черты изображаемого, придавать конкретность явлениям, делать повествование более жизненным, а речь более образной. Теоретики называют их тропами. Итак, троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Постараемся разобраться в нескольких видах тропов, которые наиболее активно используются в журналистской практике и которые просто поднимут ваши материалы на новый качественный уровень.
 
Эпитет - это определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении. (“Железные нервы” и т.п.)

Сравнение - сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим. Это может быть сравнение и героев, и их поступков, и судеб и т.д.


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения