Как разобраться в жанрах

А стоит ли разбираться в жанрах журналистики? Не слишком ли это “сухая” теория, и нужна ли она мне? Предвижу эти ваши вопросы и отвечаю однозначно: “ДА!!! Стоит!!! Нужна!!!”.

Для этого есть несколько главных причин:

·     Вы ведь ПРОДАЕТЕ свое творение в ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ издание. Их покупают ПРОФЕССИОНАЛЫ, а они-то разбираются в жанрах неплохо, поверьте.

·     По своему опыту знаю, что во многих изданиях существует РАНЖИРОВАНИЕ оплаты в зависимости от жанра. Вот один пример (цены за печатный знак):

  • короткая информация - 0,30 руб;
  • расследование - 0,90 руб;
  • информационная корреспонденция, репортаж - 0,45 руб;
  • очерк, зарисовка - 0,30 руб;
  • аналитическая корреспонденция, статья - 0,80 руб;
  • интервью - 0,30 руб…

Это значит, что самостоятельно выбрав жанр своей публикации, вы можете самостоятельно и увеличить свой гонорар.

Меня, как редактора, очень часто просто-таки раздражало, когда даже именитый профессор свою огромную статью называет “этой небольшой ЗАМЕТКОЙ”!!! Ну, зачем вам раздражение вашего ПОКУПАТЕЛЯ?!!

Итак, разбираться в жанрах журналистики необходимо. Чтобы не пересказывать толстые учебники, приведу тут совсем краткие “выжимки” из этой науки. В основу этого урока легли наработки редакции газеты “До и после Рождества Христова” из Тольятти (http://www.doposle.ru/).

Разделение материалов на жанры - это способ их КЛАССИФИКАЦИИ. (Поделили же зоологи всех животных на типы, классы, роды, виды, подвиды. Даже человека включили в эту классификацию, напомню, мы являемся видом Человек разумный - Homo sapiens.)

Жанрам свойственно взаимопроникновение. На практике границы между ними очень и очень размыты.

Условно все жанры поделим на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

1. Информационные:

  • хроника;
  • информация (заметка);
  • зарисовка;
  • интервью;
  • отчет;
  • обозрение;
  • репортаж.

2. Аналитические:

  • корреспонденция;
  • статья;
  • рецензия.

3. Художественно-публицистические:

  • очерк;
  • фельетон;
  • памфлет.

Информационные жанры

Главная цель ИНФОРМАЦИОННОГО материала, - сообщить о факте. Факт - это основа основ, без него журналистика немыслима, да и не нужна.

Как же преподносится факт в конкретных жанрах?

ХРОНИКА - это факт без подробностей. Чаще всего это крохотные сообщения (из одной-двух фраз), не имеющие даже заголовка, публикуются они подборками.

ИНФОРМАЦИЯ или заметка содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из 300-1000 символов, имеет собственный заголовок. Расширенная информация предполагает подробное изложение событий. Включает в себя вступление и концовку. Содержит обычно до 4000 символов и заголовок.

ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени вашего собеседника. Этот жанр представляет собой совместное творчество: журналист предвидит вопросы читателей, непременно владеет ситуацией, тщательно готовится к интервью. Не забудьте указать, с кем ведется беседа (имя, должность, титул и т.д.), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по е-мэйлу и т.д.).

ОТЧЕТ - жанр, в котором автор рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический - освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями - изложение основных событий и высказывание своей точки зрения.

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ рассказывает о важнейших событиях из жизни, например, компьютерного сообщества, городской тусовки и т.п. за определенный период.

РЕПОРТАЖ дает читателю наглядное представление о том или ином событии. Здесь очень важно непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Его желательно иллюстрировать фотоснимками.  

 
Аналитические жанры

В них факты трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки проблемы, ее рассмотрения и истолкования.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь важно применять примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

СТАТЬЯ - это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все наоборот - от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до всесторонне обоснованных выводов.

РЕЦЕНЗИЯ - это анализ уже существующего произведения, высказывание своего суждения о нем. Объектом рецензии служат не непосредственные факты действительности, а те, которые уже изучены, осмысленны и отражены в виде книг, спектаклей, фильмов и т.д.

Обычно в рецензии рассматривается одно-два произведения, дается им соответствующая оценка. Главное ее назначение - помочь читателю или зрителю глубже разобраться в тех вопросах, которые поднимает рассматриваемое произведение.

Художественно-публицистические жанры

В этих жанрах документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление, авторская мысль. Дается образная трактовка факта.

В ОЧЕРКЕ факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ. Цель этого жанра - дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портретный, проблемный) и описательным (событийный, путевой).

ФЕЛЬЕТОН - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

ПАМФЛЕТ - злободневное публицистическое произведение, цель которого - конкретное гражданское или другое обличение.

NB! Очерк, фельетон и памфлет - это более сложные жанры, требующие не только журналистского мастерства, но и жизненного опыта.

 
И еще одна деталь. Существует некоторая разница между материалами для газеты и журнала. Если кратко, то вполне уместно будет привести высказывание классика: “Девиз газеты есть новость, девиз журнала - основательность известий”.

Основательность - глубина анализа явления, широта и весомость обобщений - это качество журнальных публикаций. Для газеты очень многое решает оперативность известий.

Думаю, что это короткое дополнение обязательно пригодится вам, поскольку сотрудничать придется и с газетами и с журналами, не важно, сетевыми или привычными, бумажными.

***

Вот краткое знакомство с основными жанрами журналистики. Спасибо вам, что не пролистнули эти страницы, поверьте, эти знания необходимы!

По своему опыту знаю, что журналист, отправившийся в свободное плавание должен научиться писать в любом жанре.

И напоследок. Если вы НЕ УВЕРЕНЫ, как правильно классифицировать свой текст, лучше назовите его нейтральным словом “МАТЕРИАЛ”.

В качестве практического задания рекомендую открыть любой журнал или газету и проанализировать опубликованные в нем материалы на предмет жанровой принадлежности.

Рассмотрите внимательно эти примеры, постарайтесь найти отличия, свойственные каждому из жанров. Думаю, что подобное занятие необходимо практиковать почаще.

Итак, изучив этот урок, вы стали еще ближе к вершине профессионального мастерства. Спасибо за проявленное терпение и внимание!


Комментариев пока нет!

Все поля формы обязательны для заполнения.



код подтверждения